В этой статье исследование Циклов хайпа, Этномикологии и культа Сатоши.
Вступление
В предыдущей статье «Биткойн: мицеллярный децентрализованный организм (грибница)» мы рассматривали децентрализованную архитектуру Биткойна сквозь призму мицелия. В нашем обзоре мы охватили массу тем, включая прообраз децентрализованной сети, антихрупкость, алгоритм доказательства выполнения работы (PoW), арбитражные операции, роль Биткойна в его экосистеме и преимущества децентрализации.
Как бы там ни было, наша история с грибами ещё не завершена. Размножение является следующей стадией грибного жизненного цикла. Грибы размножаются с помощью плодового тела, которое в обиходе обычно называется просто «гриб». Достигнув зрелости, грибы высвобождают крошечные семена, споры, способные заселять новые территории.
Невзирая на то, что грибное царство кажется нам довольно чужеродным по сравнению с жизнью в царстве животных, человечество уже в течение долгого времени поддерживает особые отношения с грибами. Исторически, грибы представляли собой тайну, страх, возможность, непостоянство, а для некоторых – культовое почитание.
В этой статье (вторая часть цикла) мы собираемся исследовать Биткойн как социальный феномен через призму таинственного гриба.
Вот список всех статей этой серии для вашего сведения:
*Перевод остальных частей скоро появятся на БитНовостях*
Ну что ж, давайте начнём!
Биткойн — это социальная система, ратифицированная кодексом
Экосистему Биткойна составляют отдельно взятые элементы, люди, каждый из которых обладает своей собственной точкой зрения, мотивациями и способностями. Коллективно все они формируют консенсус касательно правил Биткойн-игры. Кодекс просто ратифицирует этот социальный консенсус.
Из фундаментальной статьи Хасу (Hasu) «Социальный контракт Биткойна»:
«Протокол Биткойна автоматизирует социальный контракт, а сам социум определяет правила Биткойна, основываясь на консенсусе его пользователей. Они симбиотичны и не могут существовать друг без друга».
Люди – неряшливые, эмоциональные, предсказуемо иррациональные существа. Биткойн, состоящий из сообщества людей, ничем не отличается.
Раздел №1: Человеческая психология, циклы хайпа и «грибной метод»
Главным образом, грибы пребывают в своей «мицелиальной форме», которую можно рассматривать, как подземную корневую систему, соединяющую между собой деревья и растения. Люди даже не будут знать о существования мицелия, поскольку большую часть своей жизни он тихо-мирно проводит себе под землёй.
Однако, когда грибница чувствует, что условия становятся благоприятными (температура, влажность и т.д.) она посылает на поверхность земли свои плодовые тела (грибы). Эти плодовые тела являются половыми органами грибницы – по существу, фаллическими системами доставки спор (семян).
Прежде чем грибы пробьют почву, грибница сосредотачивает свою энергию в крошечных комочках, скоплении клеток, называемых «булавочными головками». «Булавочные головки» сидят на нитях грибницы в ожидании идеального момента. Затем, казалось бы, из ниоткуда, грибы (плодовые тела) вырываются из земли, удваиваясь в размерах каждый день до достижения зрелости.
Факт о грибах №1: Некоторые виды грибов обладают достаточной силой, чтобы пробиться на поверхность даже через асфальт.
После того, как гриб полностью созрел, он буквально «взрывается в экстазе» и выпускает миллионы мельчайших спор (грибных «семян»), после чего быстро разлагается обратно в землю.
Плодовое тело гриба живёт только в течение нескольких знаменательных дней, и к тому же большинство спор погибает на начальном этапе, однако, всё же, небольшой процент спор распространится поблизости и образует новые грибные колонии. Эти новообразованные колонии могут оставаться под землёй на протяжении нескольких лет, прежде чем репродуктивный цикл снова продолжится.
Факт о грибах №2: Споры почти ничего не весят, что позволяет им легко перемещаться. Теоретически, споры могут поймать восходящий поток и покинуть орбиту Земли. По счастливой (для них) случайности, они находятся в кратком перечне тех биологических веществ, что способны пережить холод вакуума и радиацию космоса. Слово «панспермия» кому-нибудь о чём-то говорит? Приберегите свои шапочки из фольги для третьей части этого цикла.
Циклы хайпа Биткойна напоминают процесс воспроизводства грибов
Для случайного наблюдателя большая часть жизни Биткойна скучна и однообразна – месяцы проходят, а особо ничего и не происходит. Затем, когда условия становятся подходящими, Биткойн словно взрывается жизнью, грандиозно увеличиваясь в размерах и захватывая сознание наблюдателей. Его цена взлетает до небес, средства массовой информации наводнены восторженными гиперболами, а чаты завалены сообщениями от «нормалов».
Далее, почти сразу же после того, как он достигнет своего пика, Биткойн увядает, уходя обратно в забвение, поскольку случайные участники списывают это на повальное кратковременное увлечение, хайп или неудачный эксперимент. И подобно грибным спорам большинство новых пользователей покидают экосистему Биткойна. Однако небольшой процент всё-таки остаётся и создаёт новые колонии на «земле Биткойна». Эти выжившие в условиях медвежьего рынка становятся новыми «держателями последней надежды».
Неудивительно, что идеологическая часть медвежьего рынка определяется поверхностной активностью (ценой).
Недоброжелатели Биткойна ошибочно принимают цикл хайпа «гриб» за общую картину «сеть грибницы»
Страдающие амнезией «эксперты» с гордостью присоединяются к толпе вопящих, что Биткойн исдох (уже в 335-й раз). Фиатные максималисты нарезают победные круги, публикуя в твиттере 12-месячные графики.
«Вы путаете мицелий с грибом!» — Ник Картер (Nic Carter)
Рубини празднует, устраивая барбекю в честь 3-го медвежьего рынка. Недоброжелатели собираются вместе, чтобы поджарить этот пресловутый гриб (Биткойн), похлопывая друг друга по спине.
Однако, справедливости ради, следует сказать, что Биткойн труден для понимания. В умах многих «крипто-людей» до сих пор бытует мнение, что Биткойн – это myspace (социальная сеть), а Ripplecoin – это «стандарт». Неудивительно, что большинство журналистов, не понимают смысл происходящего. Представьте себя на месте действующего из лучших побуждений рядового журналиста, которого назначили написать эксклюзивный материал о Биткойне.
В то время, как гриб уже умер (недавний цикл хайпа), грибница (Биткойн) процветает и разрастается под землёй
Подобно грибу после расцвета, радостный энтузиазм по поводу Биткойна затухает, и цена на него стремительно падает. Такой медвежий тренд выкинет с рынка слабых игроков, хедж-фонды потерпят крах, ICO вернут деньги инвесторам, или, что ещё хуже, эти проекты потерпят неудачу, а некоторые шарлатаны будут разоблачены.
Однако «ходлеры», новые и старые, массово уходят в подполье и без шумихи улучшают Биткойн: строят, учатся и формируют альянсы.
Биткойн значительно улучшился в 2018:
- Lightning Network набирает обороты;
- Доля транзакций в сети BTC с применением протокола SegWit приблизилась к 60%;
- Джимми Сонг (Jimmy Song) и Джастин Мун (Justin Moon) занимаются подготовкой новых разработчиков Биткойна;
- The Block устанавливает стандарт журналистики в отрасли;
- Casa, Pierre, Nodl и другие облегчают запуск полных узлов;
- Nomics предоставляет более достоверные данные по сравнению с CoinMarketCap (СМС – основной ресурс для отслеживания курсов криптовалют);
- Заложены основания для неизбежной финансиализации (Fidelity, Bakkt и др.);
- Создаются подписи Шнорра (техническое описание / вайтпейпер / TLDR);
- Трэйс Майер (Trace Mayer) продвигает «Proof of Keys» (Доказательство владения ключами), чтобы свести к минимуму риск перезакладывания, провести стресс-тест экосистемы и напомнить новым пользователям о собственном суверенитете;
- Blockstream позволяет совершать Биткойн-транзакции через спутники. Всё становится ещё интересней в сочетании с ячеистой топологией сети;
- Появляются новые метрики для измерения работоспособности криптовалют, такие как реализованная капитализация, экономическая пропускная способность, экономическая плотность ($/байты) и MVRV;
- Пройден пик централизации майнинга (пока-пока, Bitmain);
- В отчёте Coinshares говорится, что 74% потребления энергии на майнинг Биткойна обеспечивается за счёт возобновляемых источников;
- Новые бумагомаратели, «стоя на плечах гигантов», пытаются описать Биткойн оригинальными способами;
Со временем истории развиваются, поскольку Биткойн продолжает раскрывать сам себя (саму себя? само себя?) любопытным зрителям.
В конце концов рынок достигает дна. Ходлеры цепляются друг за друга, как «Братья по оружию», создавая прочный фундамент, способный выдержать будущий рост.
«Ходлеры – это революционеры» – Дэн Хелд (Dan Held).
По мере того, как ходлеры накапливают всё больше биткойнов, «флоут» (количество биткойнов, находящихся в активном торговом обороте) становится всё более ограниченным. С уменьшением доступного предложения каждый новый пользователь оказывает большее давление на цену в сторону её увеличения. По мере того, как цены растут, средства массовой информации привлекают к этому внимание общества, что притягивает к Биткойну новых пользователей, и вскоре мы снова оказываемся в очередном цикле ажиотажа.
Раздел №2: Микофобия, Мария Сабина (Maria Sabina) и культ Сатоши
Порой люди говорят, что криптовалюта может стать «объектом поклонения». Подобное мнение является одновременно и правдой и несёт положительные моменты. Прежде чем мы перейдём к религиозным тенденциям Биткойна, предлагаю вам заглянуть вглубь истории взаимоотношений человечества с грибами и научиться чему-то полезному.
Современный западный мир был поражён «микофобией» – иррациональным страхом перед грибами. Люди боятся всего того, чего не понимают, и давайте посмотрим правде в глаза: большинство людей думают, что грибы – это «овощи».
Грибы кажутся странными. Они представляют собой жизненный цикл непостоянства, которого люди подсознательно боятся. Столкнуться с нашей собственной смертностью вовсе не шутка, лучше просто её избегать.
Однако так было не всегда. Фактически, у людей были отношения с грибами в течение длительного времени. От еды до медицины, до суеверий и религиозных артефактов. Грибы могут спасти вашу жизнь, убить вас, накормить вас и даже изменить ваше сознание.
Антропологические данные свидетельствуют о том, что люди, которые установили партнёрские отношения с грибами, имели эволюционное преимущество. По мере того, как всё большее число людей понимает грибы (и Биткойн), вскоре они вскоре осознают, насколько важными они могут оказаться.
Люди, вступившие в союз с грибами, обладают эволюционным преимуществом
Для выживания в альпийских горах северной Италии древний человек полагался на грибы. У Этци, «ледяного человека», умершего приблизительно 5300 лет назад, при себе в вещах было обнаружено два гриба (амаду и берёзовый полипор), прикреплённые к кожаным шнуркам. Один из грибов использовался для разведения огня, а другой, как потом оказалось, был своего рода лекарством против паразитов, найденных в его внутренностях.
Ещё 19 000 лет назад женщина, видимо обладавшая высокопоставленным статусом, получившая прозвище «Красная Леди», употребляла грибы, о чём свидетельствуют споры, извлечённые из её зубов. Были ли эти грибы предназначены для еды, религиозных целей или для чего-то ещё, неизвестно.
Один из старейших образцов наскальных рисунков, возраст которого оценивается более чем в 6000 лет, был обнаружен в Северном Алжире. На этой картине изображён «грибной шаман с лицом пчелы», держащий в руках грибы. Также, грибы растут по всему его телу.
В Сибири коряки, коренное население Камчатки, почитали гриб «красный мухомор» (Amanita Muscaria), который является тем самым культовым «красно-белым» грибом, прославленным в фильмах «Братья Супер Марио» и «Алиса в Стране Чудес». Коряки, похоже, так сильно любили мухоморы, что пили мочу людей и оленей, которые недавно съели этот гриб. По-видимому, такая моча сохраняет желаемые эффекты даже при повторной переработке до 5 раз. Как они открыли этот феномен – это другой вопрос…
А теперь наденьте свою шапочку из фольги – наши рождественские традиции, возможно, тоже вдохновлены мухомором.
В Масатекской культуре из современной Мексики и сегодня этот гриб почитается как священный. Эту культуру сравнительно недавно обнаружил Гордон Уоссон (Gordon Wasson), о чём он подробно рассказал в знаменитой статье, которая называлась «В поисках волшебных грибов» и была опубликована в 1955 году в журнале «Life». Множество туристов с тех пор посетили этот регион в Мексике, стремясь учиться у знаменитого грибного шамана Марии Сабины (Maria Sabina) и её родственников.
Определённо, грибы вызывали интерес у наших предков.
Биткойн пробуждает аналогичное квазирелигиозное рвение
Блестяще описанный Ювалем Ноем Харари (Yuval Noah Harari) «человек разумный» обладает уникальной способностью гибко сотрудничать в больших коллективах. Это позволяет нам сообща договориться об абстрактных понятиях, таких как нации, боги и деньги.
Подобно тому, как люди формировали религиозные культы вокруг гриба, одним из вариантов описания Биткойна является нео-монетарное религиозное движение.
Загадка Сатоши заложила прочную основу, способствующую возникновению религиозных тенденций.
Биткойн был создан посредством непорочного зачатия мифическим персонажем (Сатоши), который позже пожертвовал собой ради всеобщего блага.
Культ Сатоши вдохновляет некоторых фанатиков посвятить свою жизнь пропаганде «благой вести». Не все биткойнеры попадают в одну и ту же религиозную секту. Некоторые последователи цепляются за древний религиозный текст (вайтпэйпер), в то время как другие интерпретируют видение Сатоши через его ранние форумные посты.
Разногласия по поводу приоритетов, о которых свидетельствуют дебаты по масштабированию Биткойна, привели к хард-форкам и к расколу «религиозных общин». Что мало чем отличается от того, как Мартин Лютер, который расколол католическую церковь, вывесив «Девяносто пять тезисов» на дверях церкви в 1517 году.
Роджер Вер (Roger Ver) был известен как «Биткойн-Иисус» с первых дней своей деятельности на ниве криптовалют, распространяя «благую весть», и одаривая «сатошами» заражённых фиатом владельцев ресторанов.
Мессианские фигуры, такие как «Факетоши» (Крейг Райт / Craig Wright), появляются, утверждая, что они настоящие Сатоши Накамото. Факетоши, будучи фундаменталистом, именует своё таинство как «видение Сатоши», единственный истинный Биткойн, согласно изложенному в «библии» («Белой книге» Биткойна).
«Подробности о функционале не описаны в вайтпэйпере, но исходный код скоро будет предоставлен» — Сатоши Накамото
Неважно, насколько неполным был тот вайтпэйпер или сколько ошибок в нём оказалось, Факетоши утверждает, что его форк от форка – это настоящее «видение Сатоши». Даже если форк Факетоши и БЫЛ ближе всего к первоначальному видению Сатоши (что было не так), имеет ли это значение в принципе?
Ответ – нет. Сущность Биткойна тесно связана с постоянно развивающимся социальным консенсусом, окружающим его протокол.
Каждая соперничающая секта является конкурирующим социальным контрактом
Социальный контракт Биткойна строится вокруг нескольких простых правил. Эти согласованные правила (точка Шеллинга) затем ратифицируются в протоколе Биткойна, автоматизирующем социальный консенсус.
Давайте возьмём в качестве примера «великие дебаты о масштабировании». Одна группа (BCH) считала, что мы должны сосредоточиться на «дешёвых платежах» за счёт «децентрализации», в то время как другая (BTC) считала, что мы должны сделать приоритетной «децентрализацию» на базовом уровне и масштабировать платежи вне цепочки.
Будучи конкурирующей религиозной сектой, банда из BitcoinCash была вольна создать собственный форк Биткойн-кода и на нём проверить свою гипотезу. Год спустя стало ясно, что социальный консенсус, окружающий Биткойн, не согласен с подходом BCH, поскольку рынок не придаёт ценности BCH или любому другому порождению форка.
Недоброжелатели Биткойна смогут даже сказать, что «раздвоение кода Биткойна раздувает предложение».
Однако это всё равно, что говорить «Когда Зимбабве печатает больше денег, она обесценивает доллар США.» [спасибо Мураду]
В случае неудачного разветвления BCash они скопировали код (протокол Биткойна), но не смогли мобилизовать людей (социальный уровень), что привело к получению актива с относительно малой стоимостью. Это яркий пример того, как Биткойн противостоят коррупции со стороны злоумышленников, требуя социального консенсуса для изменения параметров сети.
Другими словами, Биткойн заменяет социальные предположения математическими предположениями. Мы углубимся в последствия, которые это имеет для нашей социальной масштабируемости в третьей части (*Перевод остальных частей скоро появятся на БитНовостях*).
Религиозный фанатизм — это показатель будущего успеха?
Мы сейчас наблюдаем, как новый дефицитный товар монетизируется в реальном времени. Ни один живой человек не был свидетелем такого явления.
Для того, чтобы действительно это осуществить, коллективное сознание планеты должно измениться. Убеждение людей в том, что деньги – это не зелёная бумага и что они не должны поступать от нашего правительства, потребует времени.
Для того чтобы преодолеть неизбежные трудности, необходимые для создания новой мировой резервной валюты, может потребоваться некоторое «религиозное рвение». По мере того, как каждый новый ученик обращается в культ Сатоши, шансы гипербиткоинизации увеличиваются.
Тем не менее, существуют риски чрезмерной политизации Биткойна. [спасибо Хасу]
Некоторые фракции сообщества изображают Биткойн как клуб для австрийских экономистов, которые едят только мясо, которое они лично застрелили из одного из своих многочисленных ружей. Хотя эти вещи хороши и прекрасны, они не являются предпосылками для того, чтобы быть биткойнером. Давайте не будем путать эти два варианта ценой отпугивания потенциальных биткойнеров.
Теперь обязательно убедите всех своих друзей и семью прочитать Новый Завет («Стандарт Биткойна: децентрализованная альтернатива центральным банкам») по крайней мере дважды, прежде чем отправиться в свой следующий крестовый поход против страха, неопределённости и сомнений.
У хороших культов есть все стимулы для проповеди своего учения
Деньги – это итоговый результат системы связей – их ценность определяется количеством людей, с которыми вы можете взаимодействовать.
В Биткойне он не только захватывает воображение пользователя в религиозном смысле, но и имеет финансовые стимулы для привлечения новых членов в общину. С каждым новым пользователем, который покупает биткойны, стоимость Биткойна увеличивается в прямом направлении, принося выгоду предыдущим ходлерам. Затем этот новый пользователь получает стимул для обращения в новую веру своих друзей. Которые затем обращают своих друзей. И цикл продолжается.
По мере роста цен появляются стимулы для повышения безопасности, о чём свидетельствует корректировка сложности – один из самых гениальных факторов, привнесённых Сатоши.
Цена растёт → майнинг становится более прибыльным → все больше майнеров вносят свой вклад в мощность хэширования → улучшается безопасность, повышая ценность Биткойна.
Гриб разрастается
Если блюз медвежьего рынка заставляет вас хмурить брови, просто посмотрите под землю. Существует бесчисленное множество событий (некоторые из которых перечислены выше), которые вызывают оптимизм.
Биткойн-гриб тихо разрастается под землёй.
С каждым днём Биткойн отвоёвывает всё больше пространства у фиата, становясь всё более надёжным, более децентрализованным и более соответствующим эффекту Линди.
Даже самая тёмная ночь закончится, и взойдёт солнце.
Заключение
Вам понравилась вторая часть? Ознакомьтесь с третьей частью, где мы исследуем Биткойн как антивирус для современной финансовой системы. Вот ссылка на первую часть цикла на случай, если вы её пропустили.
*Перевод остальных частей скоро появятся на БитНовостях*
Анонс третьей части: Биткойн является неизбежным следствием стремления природы к сложности более высокого порядка. Биткойн как средство передачи данных с минимальным уровнем доверия проникнет во все уголки нашего земного шара. Этот незыблемый фундамент позволяет нам построить более масштабируемое в социальном отношении общество — необходимое условие, если мы собираемся координировать свои действия на глобальном уровне для достижения новых высот человеческих достижений в плане согласованного взаимодействия в политической и экологической сферах, отслеживания внешних факторов и даже превращения в многопланетный вид.